Вот разворачиваю я тут новый дайджест СберУниверситета по EdTech за первый квартал 2025 года, и меня не отпускает ощущение, что мы с вами присутствуем при странном историческом моменте. С одной стороны – инновации, AI, синергия человека и машины как «новый мегатренд». С другой – тихая паника по поводу исчезающих базовых человеческих навыков.
Особенно меня зацепил раздел "Навыки из «Красной книги»: 6 способностей под угрозой исчезновения". Серьёзно? Мы уже вносим человеческие способности в Красную книгу, как вымирающие виды?
И вот, значит, что там: фокус внимания, искусство человеческого общения, умение скучать, глубина понимания, развитие памяти и связь с природой.
Да у меня телефонный звонок вызывает такой же дискомфорт, как будто меня просят выступить голым на сцене Большого театра! Смотрю на звонящий телефон и думаю: "Господи, за что? Почему нельзя было написать?"
А теперь выясняется, что в 1980-х люди помнили 6-7 телефонных номеров, а сейчас - 2-3. И это ещё оптимистичная оценка. Я свой собственный номер иногда забываю.
Тем временем Google с его LearnLM (ещё одна AI-модель для образования) вовсю рекламирует новые фичи: функция "поднятой руки" при просмотре видео на YouTube, персонализированные рекомендации в Google Поиске и функция Gems в чате с Gemini, которая будет помогать нам учиться.
Но позвольте, если у нас уже концентрация внимания 8,25 секунды (меньше, чем у золотой рыбки!), мы проверяем почту 74 раза в день и тратим на каждый элемент контента в соцсетях по 1,7 секунды — то как именно искусственный интеллект собирается нам помогать? Он будет концентрироваться за нас?
Судя по «карте трендов в L&D-2025», главный нынешний мегатренд — «Синергия человека и ИИ». Это когда мы признаем, что без машинного костыля просто не можем, и перекладываем на ИИ всё, что раньше делали сами.
Почему-то вспоминается фильм «ВАЛЛ-И», где люди на космическом корабле настолько обленились, что превратились в аморфные существа, которые не могут даже ходить самостоятельно.
Среди перечисленных трендов особенно выделяются:
Обучение через нейроинтерфейсы (загрузка информации напрямую в мозг?)
Управление знаниями при помощи ИИ
Создание контента при помощи ИИ
Картирование навыков при помощи ИИ
Такое ощущение, что мы просто передаём бразды правления машинам, а сами планируем сидеть и... что? Скучать мы уже не умеем, на 40% хуже понимаем контент, если слушаем его на двойной скорости, и уже не способны запомнить больше трёх телефонных номеров.
LinkedIn в своём отчёте заявляет, что только 36% компаний можно назвать «чемпионами карьерного развития». Что отличает этих избранных? Они применяют на 33% больше методов развития карьеры и (сюрприз!) на 15% активнее внедряют генеративный ИИ.
Как говорится, нашли корреляцию, а теперь выдаём её за причинно-следственную связь.
Забавно, что компании-чемпионы «на 67% увереннее в способности удерживать квалифицированных сотрудников». Уверенность — это прекрасно, но я бы посмотрела на реальную статистику текучки кадров.
Глядя на внушительный список ИИ-сервисов, которые должны помочь L&D-специалистам повысить продуктивность, я не могу избавиться от мысли: "А что, раньше люди сами писали тексты и создавали презентации?"
Perplexity, Claude, ChatGPT, Gamma, HeyGen... Я насчитала более 20 сервисов, которые предлагают автоматизировать всё: от создания музыки до генерации видео. Есть даже Rosebud — интерактивный дневник для мониторинга ментального здоровья. Потому что записывать свои мысли и чувства в обычный дневник — это явно слишком сложно.
В материале Make it Toolkit предлагают 15 научно обоснованных принципов для изменения поведения. Среди них:
Принцип легкости — снижайте когнитивные или физические усилия.
Принцип очевидности — привлекайте внимание яркими подсказками.
Принцип привлекательности — апеллируйте к чувствам и эмоциям.
Иронично, что те же самые принципы используются соцсетями, чтобы держать нас в постоянной зависимости и разрушать наши навыки концентрации. Теперь мы пытаемся использовать те же методы, чтобы вернуть себе способность к глубокому мышлению?
Самым ценным в этом отчете мне показалась мысль Паки Лизана из IKEA: «Будущее принадлежит не тем, кто использует искусственный интеллект, а тем, кто сохраняет и развивает уникальные человеческие способности».
Вот это я понимаю! Наконец-то кто-то это сказал. В мире, где искусственный интеллект может написать статью, создать изображение и даже музыку, самым ценным становится то, что машина не может воспроизвести:
Способность по-настоящему понимать другого человека
Умение устанавливать эмоциональную связь
Креативность, рождающаяся в моменты «скуки»
Интуитивное понимание природных систем
Посреди всей этой технологической лихорадки, я вдруг подумала: а что, если мы массово инвестируем не в то? Что, если вместо бесконечной гонки за новыми ИИ-инструментами, нам стоило бы создавать технологии, которые усиливают наши уникальные человеческие способности, а не заменяют их?
В дайджесте предлагают несколько вопросов для размышления:
Можете ли вы выделить в своем расписании «окна для глубокого фокуса»?
Что если превратить свой обеденный перерыв в период полного цифрового детокса?
Готовы ли вы стать коллекционером историй и воспоминаний?
Я добавлю ещё один: что, если наша одержимость технологиями — это не путь в будущее, а попытка убежать от настоящего?
Может быть, вместо того чтобы превращать образование в процесс «синергии с ИИ», нам стоит сосредоточиться на том, чтобы снова научиться быть людьми. Научиться фокусироваться, общаться, понимать, запоминать и чувствовать связь с природой.
Иначе к 2030 году мы рискуем превратиться в придатки искусственного интеллекта, которые не могут ни глубоко мыслить, ни по-настоящему общаться, ни даже скучать.
И это, пожалуй, самый тревожный тренд из всех.