Представьте себе человека, который просыпается утром и не понимает, зачем встаёт с кровати. Не в депрессивном смысле, а в экзистенциальном. Он образован, успешен, живёт в достатке, но внутри - пустота. Какие-то цели есть, но они мелкие, суетные. Большой истории, в которую хочется вписать свою жизнь, нет. Именно о таких людях, а точнее - о нас всех, пишет Ролло Мэй в своей книге "Взывая к мифу".
Мэй не просто психолог, он - один из основателей экзистенциальной психологии в Америке, человек, который всю жизнь пытался понять, что делает нас людьми. И в этой книге, одной из последних своих работ, он ставит диагноз современной цивилизации: мы умираем от недостатка мифов.
Но давайте сразу разберёмся с терминами. Под мифом Мэй понимает не сказки про богов и героев, которые рассказывали у костра первобытные люди. Миф в его понимании - это большая история, которая объясняет, кто мы такие, откуда пришли, куда идём и в чём смысл нашего существования. Миф отвечает на главные вопросы бытия и даёт человеку ориентиры для жизни.
Мэй утверждает, что современное западное общество переживает беспрецедентный кризис. Впервые в истории человечества целая цивилизация существует практически без объединяющих мифов. Христианство утратило свою объясняющую силу для большинства образованных людей. Светские идеологии - коммунизм, либерализм, национализм - тоже не дают полноценного ответа на экзистенциальные вопросы.
А что пришло на смену? Наука и технология. Но они, при всём своём величии, решают совсем другие задачи. Наука объясняет, как устроен мир, но не объясняет, зачем он нужен. Она говорит нам, что мы произошли от обезьян путём эволюции, но не говорит, что нам с этим знанием делать дальше.
Результат предсказуем: эпидемия депрессии, тревожности, зависимостей, насилия. Люди чувствуют себя потерянными в космосе, который кажется безразличным к их существованию. Традиционные ценности рушатся, а новые не успевают формироваться. Мэй называет это состояние "духовной шизофренией" современного человека.
Особенно болезненно, по мнению автора, утрата мифов сказывается на молодёжи. Подростки и молодые взрослые особенно остро нуждаются в "большой истории", которая помогла бы им понять своё место в мире. Не получая её от культуры, они создают собственные суррогатные мифы - часто деструктивные. Культы, экстремистские движения, наркотическая субкультура - всё это попытки заполнить мифологический вакуум.
Чтобы понять, что мы потеряли, Мэй подробно разбирает структуру и функции мифов. Настоящий миф, считает он, должен обладать несколькими характеристиками.
Во-первых, миф универсален. Он говорит не только о конкретном человеке или группе, а о человечестве в целом. Древнегреческие мифы потому и живы до сих пор, что Эдип, Орфей, Прометей - это не просто герои давно исчезнувшей цивилизации, а вечные образы человеческих стремлений и конфликтов.
Во-вторых, миф имеет космическое измерение. Он связывает человеческую жизнь с устройством вселенной, показывает, что мы - не случайные существа в хаотичном мире, а часть великого порядка. Даже трагический миф лучше, чем отсутствие мифа вообще, потому что он придаёт страданию смысл.
В-третьих, миф обладает преобразующей силой. Он не просто объясняет мир, но меняет того, кто в него верит. Человек, живущий в мифе, становится героем собственной истории, а не пассивным наблюдателем чужой жизни.
И наконец, миф всегда включает элемент тайны, священного. Он признаёт, что есть вещи, которые невозможно до конца объяснить рациональными средствами. Эта "зона незнания" не пугает, а, наоборот, завораживает и придаёт жизни глубину.
Одна из центральных идей книги - критика научного редукционизма. Мэй не против науки как таковой, но против её претензий на монополию в объяснении человеческого существования. Проблема, считает он, в том, что наука принципиально не способна ответить на вопросы о смысле и ценности.
Когда нейробиолог объясняет любовь как "коктейль из дофамина и окситоцина", он может быть прав с химической точки зрения. Но разве это объяснение помогает нам лучше любить или понимать природу любви? Скорее наоборот - оно обесценивает один из самых важных человеческих переживаний.
То же самое происходит и с другими аспектами жизни. Социология объясняет религию как "социальный клей", психология сводит духовные переживания к "изменённым состояниям сознания", экономика видит в человеке только "рационального максимизатора полезности". Каждая наука права в своей области, но ни одна не схватывает человека целиком.
Мэй предлагает не отказываться от науки, а дополнить её мифологическим мышлением. Человеку нужны и точные знания о мире, и "большие истории" о своём предназначении. Проблема современности в том, что мы попытались обойтись только первыми.
Последняя треть книги посвящена практическим вопросам: как современному человеку найти свой миф? Мэй предлагает несколько стратегий.
Первая - обращение к классическим мифам человечества. Древние истории не потеряли своей актуальности, просто нужно научиться читать их символически, а не буквально. История Адама и Евы - это не учебник биологии, а рассказ о человеческой природе, свободе и ответственности. Миф о Прометее говорит о цене прогресса и конфликте между индивидом и системой.
Вторая стратегия - создание новых мифов, адекватных современной эпохе. Мэй видит зачатки таких мифов в экологическом движении (миф о Земле как живом организме), в феминизме (переосмысление архетипа Великой Матери), в космических исследованиях (расширение человеческого дома до масштабов вселенной).
Третья - работа с личным мифом. Каждый человек может и должен найти свою "большую историю" - понять, какую роль он играет в космической драме, какая миссия у его жизни. Это не эгоцентризм, а попытка связать индивидуальное существование с универсальными ценностями.
Особое внимание Мэй уделяет роли искусства в создании новой мифологии. Художники, писатели, кинематографисты часто становятся современными мифотворцами, создавая образы и истории, которые помогают людям осмыслить свой опыт.
При всей привлекательности идей Мэя, его концепция не лишена слабых мест. Главная проблема - романтизация прошлого. Действительно ли люди в традиционных обществах были счастливее и психологически здоровее? Низкая продолжительность жизни, высокая детская смертность, эпидемии, войны, социальное неравенство - всё это тоже было частью "мифологического" мира.
Кроме того, Мэй недооценивает тёмную сторону мифов. Те же истории, которые придают жизни смысл, могут оправдывать угнетение, ксенофобию, насилие. Нацистская мифология про "арийскую расу" тоже отвечала на экзистенциальные вопросы, но куда она привела?
Есть вопросы и к практическим рекомендациям автора. Как именно создавать новые мифы? Кто будет решать, какие из них конструктивны, а какие деструктивны? И возможно ли вообще искусственно сконструировать то, что традиционно возникало естественно в течение веков?
"Взывая к мифу" - не лёгкое чтение. Мэй пишет плотно, с множеством отсылок к философии, психологии, истории религий. Это книга для думающих людей, которые готовы серьёзно размышлять о фундаментальных вопросах существования.
Особенно полезной она будет для тех, кто работает с людьми: психологов, педагогов, священников, писателей. Мэй помогает понять глубинные причины современных проблем и предлагает новый взгляд на природу человеческих потребностей.
Книга также может заинтересовать всех, кто чувствует внутреннюю пустоту, несмотря на внешнее благополучие. Если вы подозреваете, что проблема не в недостатке денег или успеха, а в отсутствии смысла, Мэй предложит вам интересную версию происходящего.
А вот тем, кто ищет простые рецепты счастья или конкретные техники самопомощи, эта книга вряд ли подойдёт. Мэй ставит вопросы, а не даёт готовые ответы. Он показывает масштаб проблемы, но решать её каждому придётся самостоятельно.
Стоит ли читать "Взывая к мифу" сегодня, через тридцать лет после публикации? Определённо да. Проблемы, которые описывает Мэй, не только не решились, но и обострились. В эпоху социальных сетей, искусственного интеллекта и глобализации вопрос о человеческом предназначении стоит ещё острее. А значит, голос мудрого психолога, призывающего не забывать о главном, звучит более чем актуально.