4 сент. 2025

"Как научиться учиться" Ульрих Бозер

Ну что же, коллеги, сегодня разбираем книгу, которая обещает научить нас тому, как учиться правильно. Звучит как тавтология? Только на первый взгляд. В 2017 году Business Insider признал книгу Ульриха Бозера «Learn Better» (В дословном переводе "Учитесь лучше") лучшей книгой для усиления экспертности в любой области, а в 2020 году русскоязычный читатель получил возможность оценить труд американского журналиста и исследователя образования под названием "Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний".

Начну с предыстории, которая сразу располагает к автору. В отчете школьный психолог назвал четвероклассника Ульриха Бозера «незаинтересованным», «невнимательным», «отвлекающимся». В детстве Бозера и правда считали отстающим: он с трудом концентрировался на школьных уроках . И вот этот самый "отстающий" мальчик вырос и написал книгу о том, как учиться эффективно. Ирония судьбы или закономерность? Думаю, второе.

До недавнего времени процесс обучения сводился главным образом к запоминанию информации: необходимо было зубрить даты, факты, события и в нужный момент применять эти знания. Но в современном мире, где практически любую информацию можно получить за считаные минуты с помощью гаджетов, а искусственный интеллект проникает во все новые сферы жизни, простого запоминания уже недостаточно. Вот с этого тезиса Бозер и разворачивает свою концепцию осознанного обучения.

Книга строится вокруг шести ключевых этапов обучения, которые автор подробно разбирает в отдельных главах. Главы словно этажи здания: основательно и полно раскрывают суть и смысл каждого подхода. Однако только все шесть вместе составляют единое целое.

Шесть этапов

Первый этап — Ценность. Невозможно научиться чему-то, если мы не хотим учиться, и, чтобы достичь мастерства, мы должны воспринимать навыки и знания как нечто ценное. Более того, мы должны создать смысл. Обучение — это придание чему-то смысла. Мотивация — первый шаг в процессе приобретения того или иного навыка. Очень трудно научиться чему-то, если не видишь в этом смысла . Звучит банально? А вот и нет. Бозер убедительно доказывает, что без внутренней мотивации и понимания личной значимости изучаемого материала мозг просто не включается в процесс качественного обучения.

Второй этап — Цель. На ранних этапах овладения мастерством главное — сосредоточенность. Мы должны осознать, чему именно хотим научиться, и установить для себя конкретные цели. Здесь автор рассказывает о важности фокусировки и того, как правильно ставить учебные цели. Кстати, именно в этой главе он разбирает знаменитый "метод помидора" Франческо Чирилло. Чирилло назвал эту технику «метод помидора». Она представляет собой способ постановки целей для выполнения определенной работы с учетом потребности в перерывах.

Третий этап — Развитие. Одни формы практики позволяют людям достичь большего уровня мастерства, чем другие. На этой стадии обучения нужно оттачивать свои навыки и предпринимать целенаправленные шаги для улучшения качества деятельности. Тут автор погружается в исследования о том, какая практика действительно эффективна, а какая лишь создает иллюзию прогресса.

Четвертый этап — Расширение. На этом этапе мы должны выйти за рамки основ и применить то, что уже знаем. Бозер объясняет, как важно не останавливаться на базовых знаниях, а учиться применять их в новых контекстах и ситуациях.

Пятый и шестой этапы — Взаимосвязи и Переосмысление — завершают систему. Здесь речь идет о том, как интегрировать новые знания с уже имеющимися и как критически их переосмысливать.

Что касается методов, которые предлагает автор, то многие из них не новы, но Бозер умело их систематизирует и подкрепляет научными исследованиями. Автор развенчивает миф о стилях обучения и подчеркивает, что лучший предиктор успешного обучения — это не возраст и не особенности личности, а уже имеющиеся знания.

Общее впечатление

И вот здесь появляется первая ложка дегтя. Критики справедливо отмечают, что многие идеи в книге не новы. Метапознание, интервальное обучение, активное вспоминание — все это было известно и раньше.

Но есть и другая сторона медали. Максимально практичная и полезная книга, по крайней мере для меня. Несмотря на то, что практически все описанные методики и инструменты уже были известны до прочтения, общей картины, или лучше сказать «системы» в голове не было. Многие читатели отмечают именно это — книга дает систему, собирает разрозненные знания в единое целое.

А вот с чем проблемы, так это с подачей материала. Интересно, но слишком много воды. Примеры полезные, но когда их слишком много, создаётся чувство перенасыщения. Слишком. Много. Воды. Серьезно, причем автор прекрасно понимает и приводит в книге идею, что необходимо выделять приоритетную информацию. И сам в то же время накидывает кучу примеров. Да, американская традиция разжевывать каждую мысль на десятках страниц здесь проявилась в полной мере.

Бозер щедро сыплет историями. С одной стороны, это делает чтение более живым. С другой — порой хочется крикнуть: "Да переходи уже к сути!"

Главы наполнены кирпичиками: фактами, экспериментами, исследованиями, шутками, отсылками к настоящему, прошлому и будущему. И эта "наполненность" может как увлечь, так и утомить. В целом – это лёгкая книга, но мне потребовалось заставить себя, чтобы её дочитать. — такой отзыв тоже встречается.

Теперь о научной базе. Автор действительно опирается на исследования, но часто их подача поверхностна. Порой встречаются отсылки к исследованиям и статистике, которые я, конечно, не проверял. И тут возникает вопрос: а стоило ли проверять? Бозер — журналист, а не ученый, и это чувствуется в его подходе к источникам.

Но есть у книги и неоспоримые достоинства. Автор действительно умеет переводить академический язык на понятный обывателю.

В своей книге, Ульрих Бозер, раскрывает возможности человека опираясь на научные изыскания и тем самым развеивая ложное представление о том, что кому-то дано учиться от рождения, а кому-то нет. И это важный месседж: способность к обучению — навык, который можно развить, а не врожденный талант.

Особенно ценны практические рекомендации. Автор подчеркивает, что обучение — активный процесс, требующий осмысления, а не пассивного поглощения информации.

И эта честность подкупает. Автор не обещает волшебных методов, а говорит правду: мы забываем почти все. Но можно научиться забывать меньше и вспоминать эффективнее.

Отдельно стоит отметить акцент на метакогнитивных навыках. Принцип активного воспроизведения — не новость, но Бозер хорошо объясняет, почему он работает.

Кому читать?

А теперь самое главное: кому эта книга действительно нужна? Студентам и школьникам — однозначно да, если они готовы осознанно подойти к процессу обучения. Родителям, которые хотят помочь детям учиться эффективнее, — тоже полезно. считаю, что «Как научиться учиться» может быть полезной как студентам и людям, осваивающим новые навыки, так и родителям, которые хотят помочь детям выстраивать эффективные образовательные привычки.

Взрослым, которые постоянно изучают что-то новое по работе, книга тоже пригодится. Но с оговоркой: если вы уже читали литературу по эффективному обучению, то принципиально нового здесь не найдете. «Как научиться учиться» подойдет для обновления уже существующей информации об обучении.

Кому точно не стоит тратить время? Тем, кто ищет революционные открытия в области нейронауки. Тем, кто не готов к "воде" и хочет сжатую выжимку фактов. И тем, кто ожидает глубокого академического анализа проблем обучения.

Вода, книга не стоит своих денег. Автор не сказал ничего нового — такие отзывы тоже есть, и они имеют право на существование.

В итоге получается добротная книга-систематизатор, которая не откроет Америку, но поможет разложить по полочкам то, что вы, возможно, уже знали интуитивно. Бозер — хороший рассказчик, но не первооткрыватель. Его книга — это скорее качественный учебник по основам эффективного обучения, чем прорывное исследование.

Читать или не читать? Зависит от ваших ожиданий и текущего уровня знаний в области педагогики и психологии обучения. Если вы новичок в теме — смело берите. Если уже читали Дэниела Канемана, знакомы с работами по когнитивной психологии и не раз сталкивались с концепцией осознанной практики — можете обойтись и без Бозера. Или прочитать быстро, для систематизации уже имеющихся знаний.

Одно точно: после этой книги вы перестанете учиться на автомате. А это уже немало.