Что общего между Чичиковым и современным предпринимателем? Чему может научить "Война и мир" руководителя крупной компании? И почему фильмы Эльдара Рязанова порой полезнее управленческих лекций Илона Маска?
Эти вопросы могут показаться странными только на первый взгляд. Леонид Клейн, филолог, преподаватель РАНХиГС и радиоведущий, в своей книге "Бесполезная классика: почему художественная литература лучше учебников по управлению" Книга с таким вызывающим названием просто обязана либо быть блестящей, либо с треском провалиться. Знаете, как бывает, когда заходишь в ресторан с претенциозным названием и понимаешь через пять минут, что это очередной пафосный пшик? Или наоборот — место оказывается настолько крутым, что ты прощаешь ему даже самую нелепую вывеску.
Так вот, «Бесполезная классика» Леонида Клейна — тот редкий случай, когда книга и правда оправдывает свое провокационное название. Хотя, конечно, ирония тут налицо: автор доказывает ровно обратное — классика вовсе не бесполезна. Особенно если вы руководите людьми, принимаете важные решения или просто пытаетесь разобраться в законах бизнеса и человеческого общения.
Для тех, кто не в курсе: Клейн — преподаватель литературы, радиоведущий программы "Библиотека имени Клейна" на "Серебряном дожде" и лектор в корпоративных университетах таких гигантов как Сбер, Газпромбанк, "Норникель", "Росатом" и многих других. Больше 15 лет он объясняет топ-менеджерам, как литература может помочь им в бизнесе. И делает это, судя по всему, настолько убедительно, что его продолжают приглашать.
Именно этот опыт он упаковал в книгу. Не заумный учебник, не монументальное литературоведческое исследование, а живой и практичный текст о том, как Толстой, Островский, Рязанов и даже Шукшин могут научить нас управлять людьми и принимать решения лучше, чем модные западные гуру менеджмента.
Книга разделена на пять частей, каждая из которых открывает свой аспект применения литературы в бизнесе:
Стратегия и тактика: как «Война и мир» Толстого учит стратегическому мышлению, а «Левша» Лескова показывает, что бывает, когда талантливые сотрудники работают в ужасных условиях.
Приключения собственника в России: исследование отношения к собственности и предпринимательству через призму «Мертвых душ» Гоголя, пьес Островского и фильмов Эльдара Рязанова.
Коммуникации: разбор фильма «12 разгневанных мужчин» как пособия по убеждению и рассказа Шукшина «Срезал» как предупреждения о манипуляторах.
Немного о плохой литературе: анализ «Атланта расправившего плечи» Айн Рэнд и почему эта книга, несмотря на популярность, художественно несостоятельна.
Бонус: глава о ценности поэзии как инструмента для развития мышления и творческого потенциала.
Звучит занудно? Ни капельки. Клейн пишет увлекательно и с тонким юмором. Он не просто анализирует произведения, а действительно выжимает из них практические уроки, которые можно применить сегодня.
Самая сильная глава книги, на мой взгляд, посвящена «Войне и миру». Клейн показывает, как Толстой, описывая военные действия и стратегию полководцев, на самом деле демонстрирует глубочайшее понимание управления крупными процессами.
Главный урок Толстого — осознание ограниченности стратегического планирования. Помните, как Наполеон и Вейротер составляли подробнейшие диспозиции перед сражениями? И как эти планы неизменно рушились, когда начиналась реальная битва?
Вот цитата из книги: «План может лишь задать вектор в начале движения — войск, кампании, проекта, да и то не всегда, но в дальнейшем ситуация начинает развиваться сама по себе, и даже оперативное ручное управление зачастую теряет смысл, потому что боги смеются, узнавая о наших планах».
Здесь же Клейн приводит интервью предпринимателя Евгения Чичваркина, который говорит: «Вообще это такая комсомольская болезнь — микроменеджмент, когда начальник считает, что он такой умный, поскольку он постоял за спиной каждого из людей, которые осуществляют какие-либо процессы в компании, и думает, что он во всем разобрался, так как он гений. И указывает всем, что делать. Вот это самый мрачный мрак, который только может быть».
Другой важный урок от Толстого — противопоставление Наполеона и Кутузова как двух типов лидеров. Первый верит в свою способность контролировать все, второй — признает ограниченность своего влияния и умеет выжидать:
"Терпение и время — вот мои воины-богатыри!" — говорит Кутузов.
В главе о «Левше» Клейн рассматривает, как гениальный мастер оказывается в системе, которая не ценит его талант. Талантливый Левша может подковать блоху, но живет впроголодь, работает в ужасных условиях и в итоге умирает в больнице.
Ключевой управленческий урок: «Наши люди могут творить чудеса в совершенно невозможных порой условиях. Вопрос: насколько невероятными были бы достижения, будь в их распоряжении "долбицы умножения" да "мантоны с непромокаблями"?»
Вот она, универсальная проблема бизнеса во все времена — создание условий, в которых таланты могут реализовать свой потенциал.
Анализируя «Мертвые души», Клейн показывает Чичикова как предпринимателя, действующего в условиях первоначального накопления капитала. Он отмечает сильные стороны героя Гоголя: коммуникабельность, умение располагать к себе людей, гибкость в переговорах.
Интересно, что автор даже структурирует схему Чичикова как бизнес-кейс:
Цель: накопить 200 тысяч рублей
Ресурсы: 10 тысяч рублей, экипаж, два крепостных человека
Бизнес-план: скупить «мертвые души» и заложить их для получения ссуды
Что погубило план Чичикова? Клейн выделяет две главные ошибки: самоуверенность (недооценка рисков) и преждевременное увлечение губернаторской дочкой. Как актуально это звучит в контексте современного бизнеса, где многие проекты проваливаются из-за тех же самых ошибок!
Разбор фильма «Успех» поднимает важный вопрос: оправдывают ли цели средства? Режиссер Фетисов (в исполнении Леонида Филатова) использует жесткие, порой безжалостные методы для того, чтобы вывести театральную труппу на новый уровень. Он манипулирует, провоцирует, ставит людей в неловкое положение.
Но в итоге труппа создает гениальный спектакль. И на вокзале, когда Фетисов уезжает, мы видим, что актеры изменились, выросли, стали лучше.
Клейн формулирует управленческий парадокс: иногда жесткость в управлении — это акт заботы и свидетельство уважения к потенциалу людей.
В анализе фильма «12 разгневанных мужчин» автор показывает, как один человек может переубедить целую группу, если будет следовать определенным принципам:
Уступать, чтобы победить — не атаковать оппонентов, а постепенно вовлекать их в диалог
Аргументы важнее эмоций — использовать факты и доказательства, а не давить авторитетом
Уважать оппонентов — избегать снисходительности и высокомерия
Быть готовым разделить ответственность — показать, что решение принимается совместно
Как точно отмечает Клейн: «У нас очень часто совершаем ошибки, потому что делаем выводы, не имея полного представления о происходящем, понимания того, как есть на самом деле. Все дело в том, что мы смотрим, как правило, из одной точки, не пытаясь даже встать на другую».
Ценность «Бесполезной классики» в том, что она не просто указывает на связь между литературой и бизнесом, а показывает конкретные механизмы того, как художественные произведения могут научить нас навыкам, необходимым в современном мире. И делает это на конкретных примерах, с глубоким анализом и практическими выводами.
Книга будет полезна:
Руководителям, которые ищут новые подходы к управлению командами. Особенно тем, кто устал от однотипных бизнес-книг и хочет свежий взгляд на лидерство.
Предпринимателям, которым нужно понять глубинные механизмы ведения бизнеса и принятия решений.
HR-специалистам и коучам, работающим с топ-менеджментом. Примеры из классики могут стать отличным инструментом для обучения и развития.
Любителям литературы, которые хотят увидеть знакомые произведения с неожиданной стороны.
Не стоит читать эту книгу тем, кто:
Не знаком с русской классикой (многие выводы будут непонятны)
Ищет готовые шаблоны для решения бизнес-задач
Не любит размышлять и анализировать
Конечно, можно возразить: зачем читать «Войну и мир», если есть книги, написанные специально для менеджеров? Но в том-то и дело, что классика предлагает нам более глубокое понимание человека и процессов, чем большинство бизнес-литературы.
Кутузов из «Войны и мира» может научить нас стратегическому мышлению лучше, чем десяток современных гуру. История Левши даст больше понимания об управлении талантами, чем модные теории о поколении Z. А анализ переговоров Чичикова с помещиками — отличный мастер-класс по продажам.
Бизнес-книги устаревают за несколько лет, а классика живет веками именно потому, что затрагивает вечные вопросы и описывает неизменные стороны человеческой природы.
В конце концов, как язвительно замечает сам Клейн, обсуждая роман «Атлант расправил плечи»: «Генри Фонда, хоть и с трудом, мог бы вписаться в иконостас «атлантов», если б его грубо и решительно обтесали топором, а потом поместили в вакуум». Но настоящие люди и настоящий бизнес существуют не в вакууме, а в сложном переплетении отношений, мотивов и обстоятельств.
И именно литература, в отличие от упрощенных бизнес-моделей, показывает эту сложность во всей ее красоте и противоречивости.
Так что нет, классика вовсе не бесполезна. Просто нужно уметь ее читать.предлагает радикально переосмыслить роль классической литературы в профессиональном развитии управленцев и предпринимателей.