Стоицизм переживает сейчас настоящий ренессанс. Книжные полки заполняются трудами о древней философии, которая обещает современному человеку спасение от тревожности и хаоса повседневности. Павел Строганов предлагает свою версию адаптации античной мудрости в формате «17 практик стоицизма. Как укротить жизненный хаос по-философски» — краткого руководства современного стоика, основанного на наследии древних мудрецов.
Автор сразу же развенчивает популярные заблуждения. Стоицизм — это не аскетизм, напоминает Строганов. Ставить эти духовные практики на одну доску — все равно что равнять телегу с мотоциклом. Бесстрастие стоикам совершенно несвойственно. Как пример приводится Луций Сенека — поэт, ученый и государственный деятель, фактически правивший Римом в молодые годы императора Нерона. Император-стоик? Никакого оксюморона, утверждает автор.
Центральная идея Строганова проста: «Человек может контролировать то, что находится в его зоне ответственности, а если событие не входит в эту зону, то переживать не нужно». Плохая погода, сломавшийся лифт, пробки — все это не должно влиять на наше настроение, поскольку находится вне нашего контроля.
Трансформируя древние знания в полезные привычки, читатель должен научиться контролировать мысли и эмоции, ставить правильные цели и достигать результата, стойко переносить все неподвластное и управлять ситуацией, когда это в силах человека. Конечная цель — жизнь по велению разума в гармоничном согласии с природой.
Автор подчеркивает практичность подхода. Многим людям духовные практики кажутся архисложными и отнимающими значительное количество времени. В стоицизме все иначе — проще, понятнее и быстрее. Работать над собой придется, но эта работа не осложнит жизнь, а изменит ее к лучшему.
Книга обещает семнадцать последовательных шагов, но здесь начинаются проблемы. Критики отмечают, что автор в первых главах еще более-менее дает собственно практики — систему действий, вытекающую из основ стоицизма, а дальше даже не всегда придерживается темы главы и уже точно не дает самих практик. Вместо четких инструкций читатель получает рассуждения о философии.
Строганов начинает с краткой справки для тех, кто «прогулял философию». Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах около 300 года до нашей эры. Название получила по Расписной стое, где основатель Зенон Китийский впервые выступил как учитель. Ключевые фигуры: Луций Анней Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Автор объясняет: стоическая этика очень гибкая, но предельно практичная. У человека есть два условных моральных «лекала», данные внутренней и внешней природой. С их помощью можно оценивать поступки применительно к конкретной ситуации.
Главная прелесть стоицизма, по мнению Строганова, в том, что он не требует отказа от радостей жизни и самоограничений. «Делайте, что вам угодно, только делайте это правильно». Философия предлагает практичный путь к счастливой и осмысленной жизни без жертв и лишений.
Автор подчеркивает совместимость стоицизма с любыми мировоззрениями: философия не противоречит ни одной из существующих религий, а также не противоречит агностицизму и атеизму. Это универсальный инструмент для упорядочения жизни.
Строганов приводит примеры из истории, показывая, как стоики сочетали философские принципы с активной общественной деятельностью. Сенека был не только мыслителем, но и богатейшим человеком своего времени. Марк Аврелий правил империей, не отступая от стоических идеалов.
Основная претензия к книге — несоответствие заявленному формату. Обещанные «17 практик» превращаются в «мутные разглагольствования и современные трактования великой философской традиции». Читатель, ожидающий конкретных упражнений и техник, получает философские размышления переменного качества.
Из найденной информации можно выделить лишь несколько элементов:
Первая практика — "Отделение зерен от плевел". По-научному это называется "интернализацией целей" — психологическая техника, позволяющая переключиться с тех целей, которые мы не способны контролировать полностью, на те, достижение которых зависит от наших усилий.
Основной принцип всех практик — "Человек может контролировать то, что находится в его зоне ответственности, а если событие не входит в эту зону, то переживать не нужно" Отделение зерен от плевел - поиск слов по маске и определению, ответы на сканворды.
Философская основа — использование "двух условных моральных лекал, данных внутренней и внешней природой", с помощью которых можно оценивать поступки применительно к конкретной ситуации.
Положительные отзывы отмечают ироничность изложения и способность автора кратко объяснить, кто такие стоики и чем они отличаются от аскетов. Многие читатели обнаруживают близость стоических воззрений собственным взглядам.
Проблема в том, что Строганов берется за популяризацию сложной философской системы, но не всегда справляется с задачей. Стоицизм — это не набор лайфхаков, а целостное мировоззрение, требующее глубокого понимания. Автор упрощает там, где упрощение вредит сути.
Книгу можно рекомендовать тем, кто только хочет познакомиться с принципами стоицизма. Здесь расскажут об основах философии, дадут представление о практиках и помогут понять: хотите ли вы двигаться по этому пути .
Подойдет людям, которые ищут философские основания для работы со стрессом и тревожностью. Тем, кто интересуется историей идей и хочет понять, почему древняя философия вновь становится актуальной. Читателям, которые предпочитают легкое изложение серьезных тем.
Не подойдет тем, кто ожидает системного изложения стоической практики. Если вам нужны конкретные техники и упражнения, лучше обратиться к работам современных стоиков-психотерапевтов или к первоисточникам — «Размышлениям» Марка Аврелия, «Письмам» Сенеки, «Беседам» Эпиктета.
Разочарует читателей, знакомых с качественными работами по стоицизму. Для серьезного изучения философии книга слишком поверхностна. Академическому читателю покажется упрощенной до примитивности.
«17 практик стоицизма» — добросовестная попытка адаптировать древнюю мудрость для современного читателя. Строганов правильно выделяет ключевые принципы стоической философии и развенчивает популярные заблуждения. Книга может стать первым шагом в изучении стоицизма, но не более того.
Главный недостаток — несоответствие обещаний реальности. Вместо практического руководства получается введение в философию с элементами самопомощи. Качество изложения неровное: удачные главы соседствуют со слабыми рассуждениями.
Если вы никогда не слышали о стоицизме и хотите получить общее представление, книга сработает. Но если ищете глубину и практическую применимость, стоит поискать другие источники. В конце концов, древние стоики создали достаточно материала, чтобы не довольствоваться современными пересказами сомнительного качества.